Кем была женщина, которую Врубель сделал демоном на своей картине, и почему она не принимала его ухаживания

Художники
2 года назад

Когда мы слышим имя Михаила Врубеля, на ум сразу приходят картины «Царевна Лебедь» и несколько вариаций «Демона». Немногие знают, что это мрачное и печальное существо художник списал с возлюбленной, которая так и не ответила ему взаимностью.

Редакция ADME прониклась трогательной и немного безумной историей любви Врубеля к его музе, поэтому мы очень хотим поведать о ней.

Загадочная француженка и маститый искусствовед

Фотография Эмилии Праховой, 1870-е годы. Портрет Адриана Прахова, Иван Крамской, 1879 год.

Эмилия Мария Клементина Лестель родилась в 1849 году во французской семье в Санкт-Петербурге. Ходили слухи, что ее отец — граф Дмитрий Милютин, историк и военный министр. Этому родству сплетники приписывали успехи Эмилии Львовны и ее мужа.

Девушка вышла замуж в 16 лет за искусствоведа Адриана Прахова. Супруги много путешествовали, посещали музеи и галереи. Эмилия Львовна была пианисткой, учиться музыке ей помогал сам Ференц Лист.

Адриан Прахов преподавал в Киевском университете и реставрировал древнерусские фрески. Однажды для этого он пригласил молодого Михаила Александровича Врубеля. Во время учебы художник изучал античность, а византийский стиль (в котором предстояло работать) был ему не слишком знаком.

Под чутким руководством Прахова талантливый Врубель быстро постиг новую область, впечатлив профессора. Художник приехал в Киев в 28 лет. В этот период он расписал фрески и иконы для Кирилловской церкви и создал 150 рисунков для реставрации фигуры ангела на куполе Софийского собора.

Колдовские глаза и взрывной темперамент

Эмилия Львовна Прахова и Рафаил Сергеевич Левицкий, Илья Репин, 1879 год.

Эмилии Праховой на тот момент было 35 лет, у нее было 3 детей: сын и 2 дочери. Даму нельзя было назвать красавицей в классическом смысле слова: нос был крупным, скулы — заметными. По воспоминаниям правнука, очарование Праховой крылось в огромных глазах и пухлых губах. Последние были похожи на лепестки роз.

Кроме необычной внешности и ума дама отличалась характером. Она была весьма эмоциональной: как-то раз гостья дома Праховых чем-то раздражала хозяйку, и Эмилия вылила на нее ведро воды.

Портрет Эмилии Праховой, Валентин Серов, 1879 год.

Врубель был околдован Эмилией и начал проявлять к ней симпатию. Вскоре Адриан Прахов отправляет художника в Италию — у его подопечного быстро кончались деньги, а его интерес к Эмилии начинает бросаться в глаза. Живописец охотно поехал в Венецию, где несколько месяцев постигал тонкости иконописи.

Из Италии Михаил Александрович вернулся воодушевленным и даже хотел жениться на Эмилии Львовне. По одной из версий, он сообщил об этом не любимой, а ее мужу. Как ни странно, Прахов даже не был этим рассержен. Поговаривали, что он немного боялся нетривиального художника. Эмилии Врубель казался несколько инфантильным.

"Восточная сказка", Михаил Врубель, 1886 год.

Однажды он принес в подарок любимой картину «Восточная сказка». Зная о безденежье художника, женщина собиралась показать картину коллекционеру. Однако Врубель не оценил старания Эмилии Львовны, разорвал картину и ушел. К счастью, через некоторое время картина была вновь склеена и восстановлена.

Терзания гения и любимая в образе Мадонны

«Голова женщины», этюд Михаила Врубеля, 1884 год. «Богоматерь с младенцем», фрагмент, Михаил Врубель, 1885 год.

В то же время Эмилия Прахова стала не только возлюбленной, но и музой. Ее лицо смотрело с полотен гениального художника. Одно из них — «Богоматерь с младенцем» — до сих пор находится в Кирилловской церкви. Сначала Врубель набросал карандашный эскиз, а позже перенес облик на икону. У врубелевской Мадонны те же большие и печальные глаза, тот же чувственный рот.

Демоническая страсть и безумие художника

«Ходим мы к Арагве светлой», Михаил Врубель, 1885 год.

Михаил Врубель буквально начал терять голову от неразделенной любви: спускал все средства на увеселения и влезал в долги. Врубель обожал творчество Лермонтова и даже считал себя последователем поэта в искусстве. В 1885 году Эмилия Прахова пригласила художника в театр на оперу «Демон». Тем же вечером после спектакля он написал картину «Ходим мы к Арагве светлой».

Позже он взялся за образ демона, но первый вариант полотна просуществовал недолго, его увидел только отец художника. Картина вызвала у него неприятные чувства: он считал, такого демона не оценит ни публика, ни Академия художеств. Вскоре художник уничтожил картину.

"Демон сидящий", Михаил Врубель, 1890 год.

Через некоторое время Врубель уехал в Москву, где взялся за иллюстрацию лермонтовской поэмы. Его работы восприняли неоднозначно, посчитав грубыми. «Демон» настолько овладел Врубелем, что он рисовал любимого персонажа постоянно.

В 1890 году появляется первая большая работа на эту тему — «Демон сидящий». Художник считал, что демон не злой дух, а непонятая и страдающая душа. Картина приковывает взгляд — во многом благодаря чарующим глазам, напоминающим очи Эмилии Праховой.

"Демон поверженный", Михаил Врубель, 1902 год.

Врубель оставляет «демоническую» тему почти на 10 лет и обращается к ней лишь в 1899 году. Он работал над «Демоном летящим», но не закончил картину и переключился на «Демона поверженного». За время работы над полотном живописец сильно изменился.

Он постоянно дорабатывал и перерисовывал картину даже после того, как она была представлена широкой публике и перевезена из Москвы в Санкт-Петербург. Образ демона не отпускал своего создателя. В этот период по совету друзей Врубель обращается к доктору, у него диагностируют психическое расстройство.

"Царевна Лебедь", Михаил Врубель, 1900 год.

Недуг художника прогрессировал, первое время его спасало постоянное рисование, но за 4 года до кончины он ослеп. Эмилия Прахова, его личный демон, пережила Михаила Врубеля на 17 лет. Она разъехалась с мужем (но не разошлась) и обосновалась в том же доме, где когда-то жил молодой живописец.

Она просила свою дочь сжечь все письма Врубеля после своей кончины. Дочь исполнила просьбу Эмилии Львовны. Черты женщины до сих пор просматриваются на таинственных полотнах гения. Есть мнение, что и у «Царевны Лебеди» ее глаза.

Как вы думаете, как сложилась бы судьба Михаила Врубеля, если бы Эмилия Прахова ответила ему взаимностью?

Комментарии

Уведомления

Жутковатый художник. Хорошо, что француженка с ним не сошлась. Когда увлекаешься каким-то навязчивым образом, надо знать меру, пожалуй.

-
-
Ответить

Яркий, неординарный творец. Сидящий демон всегда меня очаровывал, необыкновенная картина. В Абрамцево много керамики, графики, живописи - талантлив и незауряден во всем. Пытался восстановить народные промыслы, был одним из основоположников русского модерна, а все эти истории кто именно был музой.... кто свечку не держал никогда не узнает

-
-
Ответить

Эдми, ну что же вы так? Факты надо проверять. Врубель НЕ всю жизнь тосковал по Эмилии, а вполне удачно женился на оперной певице Надежде Забеле. У них был сын, и или они в браке вплоть до смерти художника. Во время его тяжелой психической болезни рядом была именно Надежда.

-
-
Ответить

Похожее